Домой Новости Дагестан Капремонт «в законе»

Капремонт «в законе»

1166
0

Недавно на сайте дагестанского Фонда капремонта наткнулся на заметку «Придется платить» о суде над ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда Неджефом Примовым.

Бывший работник прокуратуры с пятидесятилетним стажем работы в своей статье «Платить не буду» призвал дагестанцев не платить за капремонт.

«Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта в многоквартирных домах», вместо того чтобы подать в суд на автора за клевету, подал иск о взыскании с пенсионера платы за капремонт и торжественно отчитался об этом на страничке своего сайта.

Я уже писал о программе «Капремонт», и мое отношение к фонду не сильно изменилось, но мне показалось, что вопрос необходимо рассмотреть более детально.

Много авторов остро отреагировало на появление «закона о капремонте». На мой взгляд, главная причина этого в том, что он грубейшим образом нарушает права собственности. Я понимаю, что мы еще не привыкли к тому, что собственник и гражданин – это почти синонимы. Голосовать и участвовать в политической жизни своей страны раньше мог только человек, обладающий собственностью. И все развитие общественных отношений (революции, гражданские войны и т. д.) было направленно на то, чтобы распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению. А здесь налицо не просто пренебрежение к этому праву, а, я бы сказал, презрение. Возникает вопрос: а что мы получим за наши деньги? «Опыт» проведения капремонта в нашей стране уже есть, мы уже видели, как у нас его умеют «организовывать» и «проводить». Но есть и масса других поводов для беспокойства…

Наш цивилизованный законодатель прямо говорит: «Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества», «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник», статьи 210, 211 Гражданского кодекса. А вот автор статей о капремонте Жилищного кодекса – это уже совершенно другой законодатель. Он говорит: «Да, имущество ваше, но решать, что, когда и как с ним делать мы будем без вас». К примеру, решение о включении вашего дома в программу капремонта принимают согласно пункту 6 Постановления Правительства РД от 15 июля 2015 г. №216 г. Махачкалы «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» заявители в лице органа местного самоуправления, регионального оператора и уполномоченного органа. То есть участие собственников тут не обязательно. А решать будут те, кто заинтересован в том, чтобы ваш дом попал в эту программу. К слову, орган местного самоуправления – это в данном случае городское собрание Махачкалы. Интересно, в какой форме оно будет принимать участие в этом процессе и сколько депутатов имеют для этого специальное образование?

В нашей стране все денежные отношения должны оформляться договором. Но только не в этом случае. Региональный оператор считает, что достаточно опубликовать призыв к оплате взносов и выслать квитанцию, и после этого вы уже обязаны платить. Интересно, почему раньше никто не додумался сделать что-то подобное? Может, потому что это незаконно?! Во-первых, региональный оператор действует на основании статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 №7 (ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях», где сказано: «фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов…» Ключевое слово здесь «добровольных». Что касается «предложения, от которого нельзя отказаться», то из статей 445, 435 ч. 1, 437 ч. 2 ГК следует, что такое предложение, сделанное публично, – публичная оферта – это, во-первых, только первая стадия заключения договора, во-вторых, вам должны предъявить проект договора и не на полстранички, а подробный, в котором будет описано, что, когда и кем будет сделано. В-третьих, разногласия (а согласно ГК они могут быть), возникающие у сторон в процессе заключения договора, должны проходить длительное согласование, либо дело должно рассматриваться в суде. Мне, как простому обывателю, совершенно непонятно, как некоммерческий фонд может требовать от нас «заключения договора в обязательном порядке»? Кстати, из текста статей Жилищного кодекса, касающихся капремонта, последней редакции чудесным образом исчезли все упоминания о необходимости заключать с собственниками какие-либо договоры. Причем закон продолжают редактировать, уже после того как большинство договоров с собственниками «было заключено». То есть правила игры меняются по ходу игры… И главное, договор согласно всем правовым нормам должен означать равноправие сторон. Вы видите здесь равноправие?

Прием работ по капремонту выглядит так же, как и включение в программу. Согласно пункту 1 статьи 19 ЖК вас могут вообще не спрашивать. Акт о приемке «должен быть согласован с органом местного самоуправления». В общем, Региональный оператор – это сам себе заказчик, сам себе исполнитель работ, потому что в законе не сказано, кто и по какому принципу должен привлекаться к исполнению и проектированию работ. Проектирование работ согласно этому закону вообще не обязательно. И сам себе приемщик работ при этом согласно тому же закону является финансовым посредником, то есть, по сути, ни за что не отвечает…

В «законе о капремонте» (на самом деле – это уже несколько статей ЖК) есть масса просто удивительных с точки зрения логики моментов, например: в одной части ЖК говорится, что программа капремонта бессрочная и формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ. В другой части сказано, что программа капремонта реализуется через краткосрочный (до 3-х лет) план реализации. В третьей части сказано, что вообще-то никакого значения этот трехлетний план не имеет и решение о сроке проведения капремонта принимается на общем собрании собственников жилья. При этом за 6 месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капремонт вашего дома, УО или региональный оператор предложат вам выбрать срок начала капремонта (и непонятно, будет ли он проводиться по программе или по какому-то плану). При этом решение о проведении капремонта собственники могут принять в любое время… Как говорится, без комментариев…

Теперь немного о том, как будут проводить капремонт нашего с вами общего имущества. Самый первый вопрос: а что, собственно, наш законодатель понимает под капитальным ремонтом? Для начала немного истории. Главным аргументом для продвижения закона о капремонте было утверждение: если не принять закон сегодня, завтра нас ждет коллапс. Согласно Росстату, удельный вес ветхого и аварийного жилья в многоквартирных домах составлял: 2008 г. – 2,4%, 2009-й – 3,2%, 2010-й – 3,1%, 2011-й – 3,0% и 2012 год – 3,0%. Сами видите динамику: коллапс, может, и наступит, но явно не завтра и даже не послезавтра. Видимо, поэтому с 2013 года согласно поправкам к закону о кадастровом учете прекращен учет жилого фонда. С 2013 года не ведется: первичный учет жилого фонда, в том числе доли ветхого и аварийного жилья, учет частного жилого фонда, о благоустройстве (водоснабжении, канализации, отоплении, электрификации), об износе жилых зданий, о величине ликвидированного аварийного фонда. Хотя, может, это простое совпадение…

Согласно все тому же Росстату стоимость квадратного метра капремонта в 2009 году оценивалась в 3 300 рублей, в 2010-м – в 3 700 рублей. Стоимость же метра отремонтированного жилья в те годы составила, например, в Чеченской Республике – 467 рублей, в Ивановской области – 776 рублей, Калужской – 910 рублей и т. д.

В 2012 году по тогдашней программе капитального ремонта за 98 275 500 000 рублей был отремонтирован всего 1% от общего числа нуждающегося в ремонте жилья!

Интересный факт, тоже не нуждающийся в комментариях: общая площадь жилых помещений в многоквартирных домах в Российской Федерации по результатам последней, еще не запрещенной, переписи составила 3 349 000 000 квадратных метров. А размер ежемесячных взносов по стране составляет от 15 рублей за квадратный метр в Москве до 2 рублей в Санкт-Петербурге. Теперь просто умножьте…

Капремонт бывает разных типов. В Жилищном кодексе предусмотрены в основном только два: комплексный и выборочный. Комплексный ремонт делается тогда, когда в здании очень много элементов нуждается в замене либо необходимо усилить их эксплуатационные свойства. Комплексный капремонт поддерживает эксплуатационные показатели, но не вызывает изменения основных технико-экономических показателей. Меняются несущие конструкции, покрытия. Выборочный – это ремонт некоторых частей или элементов здания. И такой вид ремонта был наиболее распространен, так как не требовал больших финансовых вложений и поддерживал здание в хорошем эксплуатационном состоянии.

Частота проведения капремонта зависит от: срока службы элементов многоквартирного дома, степени их износа, количества таких изношенных элементов (элементы – это окна и двери, сети, перекрытия, чердаки, балконы и т. д.). Раньше все эти параметры определялись по специальным Ведомственным строительным нормам, а именно: ВСН 56-83 (р) Госгражданстрой «Правила оценки физического износа жилых зданий», ВСН 55-87 (р) «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий». К слову, нужно быть серьезным специалистом, чтобы хотя бы понять, что в них написано. Видимо, поэтому законодатель решил, что не стоит вспоминать о них при написании «закона о капремонте». Так, в разделе IX, главе 15 ЖК в «Перечне услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» под номером 6 значится «ремонт фундамента многоквартирного дома». В пункт 2, в числе прочего, внесена «установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов». А ведь ремонт фундамента вообще противоречит ряду определений понятия «капремонт», принятому в СНиПах. И непонятно, какое отношение к капремонту имеет установка счетчиков?! Кстати, согласно отчетам о проведении капремонта, опубликованным на сайте Фонда капремонта РД, в большинстве случаев именно установкой счетчиков дело и ограничивалось…

То есть теперь мы живем по двум разным нормам. Строим дома по ВСНам и СНиПам, а ремонтируем по ЖК. Прямо раздвоение личности…

Всего в Дагестане, согласно данным с официального сайта «Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», с начала действия программы – с 2013 года – было отремонтировано 30 домов. Ведется ремонт в 9, в двух из которых нет управляющей организации (совершенно невероятный случай и, мне кажется, грубейшее нарушение положений ЖК), еще по трем нет никаких данных. Информации о том, что хотя бы в одном из этих домов проводилось общее собрание собственников, на сайте тоже нет.

Не нашел я и списка специалистов, которые должны заниматься проектными работами, организовывать и проводить подготовительные работы и т. д. А ведь это важнейшая информация, которая должна быть в открытом доступе, чтобы мы, заказчики (или кто мы там…), могли прочитать их резюме, понять, имеют ли они право заниматься такими работами, в состоянии ли…

Закон о капремонте изобилует совершенно нелепыми недоработками и в области расходования средств, и в дате начала оплаты взносов, и в плане надзора за ходом работ, и в плане компенсации собственникам выплат за капремонт, в случае если в течение этого времени дом будет признан аварийным и др. И самое главное, непонятно, когда мы перестаем платить за капремонт. В ЖК сказано, что возмещение региональному оператору средств, потраченных на капремонт, в сумме, превышающей размер фонда капремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капремонт. Учитывая то, что данная сумма практически никак не контролируется (то есть этот пункт составлен так невнятно, что понять его совершенно невозможно), оплачивать ее можно всю оставшуюся жизнь.

Эти и многие другие факты наводят на подозрение, что мы имеем дело с новой формой налога. И действительно, он отчуждает частично право собственности субъекта (в данном случае деньги), платится всегда в денежной форме. Отчуждение производится в пользу публичных образований (в нашем случае – фонда капремонта), получателями взносов являются региональные операторы, учредителями которых являются исполнительные власти регионов. И главное, взнос является обязательным, систематическим и носит принудительный характер.

По мнению юриста, архитектора, организатора общественных компаний по защите жилищных и коммунальных прав граждан в городе Москве Татьяны Овчаренко, «в статье 3 Налогового кодекса сказано, что «недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданам их конституционных прав». Нарушена законность при установлении и взимании – «Установление и взимание налога осуществляется в порядке и на условиях определяемыми законодательными актами». Как налог этот взнос в Налоговом кодексе не присутствует. Грубо нарушен принцип поддержки и доверия граждан».

В результате последних редакций в тексте закона о капремонте появились многочисленные упоминания о начислении пени (неустойках) злостным неплательщикам. Согласно Гражданскому кодексу и закону о защите прав потребителей пени начисляются только тогда, когда причиняется реальный убыток. А раз ремонт не был произведен, то, соответственно, можно предположить, что и убыток нанесен не был.

И напоследок. Собираемость взносов на капремонт по РД составляет 17%. В суд было передано 100 исковых заявлений, из которых 5 дел завершились отказом в удовлетворении исковых требований. Ввиду добровольного погашения задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт ответчиками до вынесения решения суда 31 дело завершилось полным удовлетворением исковых требований. Также подан один материал в порядке приказного производства, по которому вынесен судебный приказ. Всего по судебным решениям взысканы взносы в размере 72 563 рубля.

Зайнал Казимов 

МК в Дагестане

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here