Домой Новости Россия Трубы горят

Трубы горят

1006
0

Резкое повышение тарифов ЖКХ может спровоцировать социальную напряженность.

«Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги отмечался практически во всех субъектах Российской Федерации. При этом жилищные услуги более всего подорожали в Москве — на 40,9%, Пермском крае и городе Севастополе — на 16%, Чеченской Республике — на 12,5%», — утверждают специалисты Росстата. Прирост тарифов также отмечен в Магаданской и Волгоградской областях (15,9 и 14,7% соответственно), в Якутии и Забайкальском крае (по 12,5%). В целом жилищно-коммунальные услуги по стране подорожали в годовом исчислении на 14%. Больше всего выросли тарифы на водоотведение, холодное и горячее водоснабжение, а также электроэнергию — на 8,2–9,3%, отмечается в информации ведомства.

Главной статьей расходов, увеличившей суммы в столичных платежках, стали сборы «за капитальный ремонт жилья». По словам Галины Хованской, председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, средняя величина ежемесячной платы за капремонт по России составляет 6,57 руб. за кв. м общей площади жилого помещения, а в Москве этот показатель находится на уровне 15 руб. за кв. м.

Столь резкое увеличение коммунальных затрат пока никак не отозвалось в умах отдыхающих москвичей, однако некоторые чиновники уже заранее опасаются возможных негативных последствий. Как рассказала Хованская в интервью ТАСС, депутаты Госдумы уже рассматривают возможность вдвое снизить оплату для жителей Москвы, чтобы избежать роста социального напряжения в столичном регионе.

По методике межбюджетного расчета плата за капремонт для столицы должна была составить 7,8 руб. за кв. м на 2015 г. и 8,2 руб. за кв. м — на 2016 г. Однако запланированный показатель был превышен. По словам депутата, это произошло из-за того, что в стоимость были включены дополнительные услуги «с целью повышения качества капремонта в столичном жилом фонде». До этого предыдущее подорожание коммунальных услуг в Москве проводилось в ноябре 2014 г., когда суммы в платежках выросли примерно на 7%.

Отдельным нюансом нынешних нововведений стала обязанность управляющих компаний регистрироваться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). По мнению экспертов, присоединение к ГИС ЖКХ может в итоге привести к увеличению размера коммунальных платежей на 3,4 руб. с 1 кв. м — для покрытия расходов УК по подключению к системе.

Чиновники Минстроя уверяют, что их ведомство будет отслеживать все попытки переложить возникающие издержки на плечи потребителей. «Любые попытки использовать обязанность раскрытия информации по новым правилам для подъема платежей населения будут жестко пресекаться Минстроем России и государственными жилищными инспекциями в регионах», — заявил РИА Новости замминистра Андрей Чибис. Он рассказал, что в законодательстве прописано бесплатное подключение и интеграция действующих информационных систем к ГИС ЖКХ. Никаких дополнительных расходов со стороны потребителей это не потребует. «Все разговоры о росте платы в результате внедрения системы — не более чем спекуляции отдельных участников рынка», — подчеркнул Чибис.

Ранее замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев сообщал о том, что примерно 35% управляющих компаний, ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций до сих пор не зарегистрированы в ГИС ЖКХ, да и сама система разработана на 80%. Однако время для доработки еще есть: окончательный срок ее внедрения намечен на 1 июля 2016 г.

Повод для оптимизма

Столичная мэрия тоже, как может, старается успокоить жителей города, объясняя им, что рост тарифов на отдельные услуги ЖКХ в Москве в этом году будет в полтора раза ниже темпов инфляции, размер которой, по прогнозам, должен составить 16,6% за год. Как сообщает ТАСС, индексация тарифов на отопление в столице составит 13%, холодную воду и водоотведение — 5,9%. Цены на горячую воду вырастут на 11,5%, а на электроэнергию — на 7,5–13,7% (в зависимости от типа счетчиков), газ подорожает на 7,5%. Индексация цен на содержание и ремонт жилых помещений для бездотационных площадей составит 4%, а для площадей в пределах социальных норм — на 15%. Повышены также ставки найма жилых помещений, принадлежащих Москве.

При этом расчеты для жителей «старой» и «новой» Москвы ведутся отдельно. В среднем для трехкомнатной квартиры в 64 кв. м плата за жилищно-коммунальные услуги — без учета дополнительной платы за капремонт — выросла на 600 руб.

По словам чиновников, льготные категории москвичей в целом могут не беспокоиться: индексация не отменяет их прав на скидки и субсидии. Всего на данный момент в Москве насчитывается около 3,5 миллионов человек, которые при оплате услуг ЖКХ получают скидки в размере от 30 до 100%. К категориям льготников относятся ветераны войны, пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, Герои СССР, Герои России и Герои Соцтруда, а также кавалеры ордена Славы. Сообщается, что на финансирование мер поддержки москвичей в сфере ЖКХ в городском бюджете предусмотрено свыше 90 млрд руб.

Те граждане, которым приходится тратить на квартплату более 10% семейного дохода, могут обратиться за предоставлением субсидий. С 1 июля расчет осуществляется по новым стандартам — с учетом расходов на капремонт и без них. В первом варианте максимальный доход семьи из трех человек, претендующей на городскую субсидию, составляет 79 920 руб. Для собственников жилых помещений, освобожденных от уплаты взносов на капремонт, максимальная сумма дохода предусмотрена на уровне 71 820 руб., а для льготников — нанимателей жилья по договорам социального найма — 73 386 руб. По данным столичных властей, на данный момент субсидии на оплату коммунальных услуг в городе получают 573 тыс. семей.

Чтобы подбодрить остальных москвичей, чиновники сравнивают стоимость коммунальных платежей в России с европейскими показателями. К примеру, как сообщил замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис в интервью агентству ТАСС, по сравнению с европейскими странами вода у россиян дешевле в пять раз, а тепло — втрое. В Минстрое также считают, что российская коммунальная система — одна из самых дешевых в мире. Правда, при этом правительство оценивает расходы россиян на ЖКХ как одни из самых высоких. По информации Минстроя, средний гражданин нашей страны тратит на оплату этих услуг около 10% своей зарплаты.

Коммунальный налог

Жилищно-коммунальное хозяйство традиционно является самой болезненной точкой российской экономики и социальной жизни. Советское наследие в этой области стало источником множества проблем: изношенные коммуникации, устаревшие (в том числе и морально) системы, недостаток финансирования — все это не раз приводило к локальным социальным волнениям и до сих пор является регулярным раздражающим фактором для местных властей.

На данный момент в состав услуг ЖКХ входят холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, тепло-, электро- и газоснабжение, уборка мест общего пользования, сбор, вывоз и утилизация мусора, текущий и капитальный ремонт, благоустройство придомовых территорий и пр. Но если в той же Европе житель дома вправе отказаться от получения какой-либо услуги (например, может не отапливать свою квартиру или дом), то у нас в стране коммунальные платежи, по сути, являются своеобразным налогом. На протяжении последних лет в Москве совершенствовалась и унифицировалась система расчетов за разные типы услуг ЖКХ, и теперь вычленить из нее отдельные составляющие, корректируя платеж по собственному усмотрению, стало невозможно. Отказаться и не платить сбор на капремонт у жильцов не получится: любая платежная система будет принимать к оплате лишь указанную в квитанции сумму — ни больше, ни меньше. Единственный выбор, который предоставляет москвичам единый платежный документ, касается платы за добровольное страхование жилья.

На федеральном уровне вопросами ЖКХ в нашей стране занимается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Число предприятий, работающих в настоящее время в этой отрасли, составляет почти 90 тыс., и на них трудится около 4 млн человек. По статистике, коммунальная энергетика потребляет 20% электрической и около 45% тепловой энергии, производимой в нашей стране. Однако газифицировано у нас чуть более половины (65,3%) жилых территорий (среди городов этот показатель составляет 70,9%); системы канализации отсутствуют в 2% российских городов, а вот водопровод есть в каждом городе.

По данным на 2013 г., износ основных фондов российского ЖКХ составляет около 60%, почти треть тепловых сетей нуждается в срочной замене из-за ветхости и аварийного состояния. Потери тепла в сетях составляют около 10,8% (в 1995 г. этот показатель составлял 4,9%). Не лучше обстоит ситуация и в водоснабжении: почти половина сетей водоснабжения нуждается в обновлении, а всего в процессе транспортировки теряется до 27% воды. По данным Росстата, площадь ветхого и аварийного жилья в 2003—2013 гг. выросла с 91,6 млн до 93,9 млн кв. м. Согласно сведениям Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ, 11,4 млн кв. м жилых помещений многоквартирных домов признаны аварийными и подлежат сносу.

Специалисты Росстата подсчитали, что за 2014 г. тарифы в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России

выросли в среднем лишь на 9,43%. Снижения темпов роста тарифов на ЖКХ тогда удалось добиться во многом благодаря закону об ограничении повышения размера оплаты за коммунальные услуги. Региональные и муниципальные власти были вынуждены сдерживать свои аппетиты, однако это все равно не позволило населению избавиться от долгов.

По состоянию на ноябрь 2014 г., общий долг россиян за коммунальные услуги превысил 132 млрд руб., что оказалось на 16% больше, чем в 2013 г. Бороться с просрочками решено незамысловатыми методами: к примеру, весной 2015 г. обсуждался вопрос о двукратном увеличении штрафов за несвоевременную оплату коммунальных услуг.

С трубой наперевес

Несмотря на внедрение столь непопулярных мер, власти, похоже, понимают, что все это чревато ростом недовольства населения не только в Москве, но и в других регионах, которые хоть и не так пострадали от повышения цен на услуги ЖКХ, но тем не менее не могут похвастаться высокими доходами жителей. Пока разряжать обстановку решено так называемыми словесными интервенциями. Например, на днях президент России Владимир Путин поручил правительству проконтролировать «обоснованность и правомерность» решений региональных и местных властей по увеличению коммунальных платежей. Первый подобный доклад поручено подготовить к 1 октября 2015 г., а далее соответствующим образом отчитываться каждые полгода.

Также кабинету министров было велено проанализировать эффективность работы по передаче в концессию объектов коммунального хозяйства, в том числе с точки зрения качества предоставления услуг и изменения размеров платежей. Результаты должны быть представлены 15 марта 2016 г. А в срок до 1 декабря правительству нужно принять в полном объеме долгосрочные тарифные решения в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения — «в целях обязательного введения таких тарифов с 1 января 2016 года».

По мнению Путина, ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве страны можно кардинально изменить лишь с привлечением частных инвестиций. В правительстве эту точку зрения, разумеется, поддерживают. «Правительство совместно с Фондом ЖКХ в ближайшее время запустит два инструмента поддержки отрасли и привлечения инвестиций: это софинансирование проектов в малых городах, точечно направленное на малые города, и в целом субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым на реализацию объектов ЖКХ», — заявил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень на совещании с президентом. Как сообщает ИТАР-ТАСС, сейчас, по словам Меня, на федеральном уровне полностью сформирована правовая база по обеспечению инвестиционной привлекательности ЖКХ, в частности, введено долгосрочное тарифное регулирование, которое начнет функционировать с 1 января 2016 г., принято решение о закреплении предпринимательской прибыли в тарифах, а также о совершенствовании концессионного законодательства.

Наиболее остро проблема привлечения частных инвестиций стоит в небольших городах. По данным замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, в настоящее время частными компаниями управляются менее 15% предприятий ЖКХ в России, однако в планах ведомства — довести этот показатель до 80% к 2020 г. По крайней мере, именно на это в первую очередь рассчитана стратегия развития ЖКХ. По словам Чибиса, через пять лет на рынке ЖКХ должно работать 7–10 национальных игроков, которые будут между собой конкурировать. Окончательный вариант стратегии будет передан на рассмотрение в правительство РФ уже нынешней осенью.

Источник: fingazeta.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here