Домой Новости Россия Госдума рассмотрит поправки, обязывающие отбирать подрядчиков капремонта жилья на конкурсной основе

Госдума рассмотрит поправки, обязывающие отбирать подрядчиков капремонта жилья на конкурсной основе

1068
0

Госдума рассмотрит сегодня во втором чтении блок поправок в Жилищный кодекс, в которых благодаря усилиям активистов ОНФ учтена необходимость отбора подрядчиков по капремонту жилья на основании конкурсных процедур, а также закреплена обязанность для региональных операторов по установлению гарантийного срока на капремонт сроком пять лет. Таким образом, серьезно сокращены возможности для злоупотреблений при тратах денег граждан, собранных регоператорами на капитальный ремонт.

По итогам второго «Форума действий» ОНФ президент России и лидер Народного фронта Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2015 г. рассмотреть возможность приобретения региональными операторами всех товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов в порядке, предусмотренном федеральным законом №44 о контрактной системе.

Однако в докладе в Контрольное управление президента об исполнении этого поручения правительство сообщило, что не может распространить действие 44-ФЗ на региональных операторов капремонта, так как они не являются бюджетными организациями. При этом были подготовлены поправки в Жилищный кодекс, в которых определение порядка проведения закупок регоператорами отдавалось на откуп правительству. После того как эксперты ОНФ раскритиковали такой подход, в Жилищном кодексе было решено зафиксировать, что закупки региональных операторов должны осуществляться «с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок».

Однако, по мнению экспертов ОНФ, такая редакция нормы закона по-прежнему не в полной мере отвечала сути поручения президента, а именно обеспечению «очень жесткого, постоянного, прозрачного и эффективного контроля, в том числе со стороны общественных организаций и государства, и общества» за расходованием средств граждан, отчисляемых на капремонт, и создавала коррупционные риски при их расходовании.

В процессе доработки проекта поправок депутаты совместно с Минстроем ко второму чтению предложили норму, согласно которой регоператоры могут осуществлять закупки на основании конкурентных способов или у единственного поставщика. «Фронтовики» не согласились с такой формулировкой и настаивали на том, чтобы из данной нормы была исключена ограничивающая конкуренцию возможность закупок у единственного поставщика. И в целях качественного исполнения поручения президента обратились с соответствующей просьбой в комитет Госдумы по ЖКХ.

3 июня это предложение получило поддержку членов комитета, и в итоговой редакции, рекомендованной ко второму чтению, уже прописано, что порядок осуществления закупок региональным оператором должен предусматривать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Однако согласно 44-ФЗ под термином «конкурентные способы» понимается довольно широкий ряд процедур. В том числе таких менее прозрачных и конкурентных, как конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион и др.

«Нам не нужны новые финансовые пирамиды и покупки мерседесов на средства граждан. Мы благодарны комитету Госдумы, что он услышал нашу аргументацию. Уверены, это позволит более качественно исполнить поручение главы государства и обеспечить честное распределение средств, собираемых с граждан. Правительство, согласно поправкам, должно теперь будет разработать непосредственный порядок отбора региональными операторами подрядчиков по капремонту. Поэтому мы направили письмо в адрес вице-премьера РФ Дмитрия Козака с просьбой проследить за подготовкой этого постановления, чтобы оно максимально соответствовало смыслу поручения президента по обеспечению эффективного контроля, в том числе со стороны общества, за расходованием средств граждан, отчисляемых на капитальный ремонт. Кроме того, считаем необходимым, чтобы региональный оператор проводил все закупки, в том числе по текущим хозяйственным нуждам (мебель, автомобили), на основании конкурентных процедур. Такая просьба также отражена в письме на имя вице-премьера, и мы рассчитываем, что нас там также услышат», – отметила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева.

Вместе с тем принимаемые сегодня поправки в Жилищный кодекс также реализуют другую идею ОНФ – о введении гарантийного срока на работы по капитальному ремонту. Региональный оператор должен будет в договорах с подрядчиками на выполнение капремонта прописывать гарантийный срок продолжительностью не менее пяти лет.

К идее закрепить этот срок законодательно активисты ОНФ пришли после анализа действующей системы общественного контроля в сфере ЖКХ, который провели в соответствии с поручением президента (по его итогам в администрацию президента направлено 20 рекомендаций).  Эксперты рабочей группы «Качество повседневной жизни» также провели мониторинг конкурсной документации в 83 регионах по вопросам установления гарантийных сроков на капремонт. В итоге в 50 субъектах на сайтах операторов вообще не удалось обнаружить информацию о конкурсной документации на проведение работ и, соответственно, не нашлось никаких данных о гарантийных сроках по капремонту.

Проанализировав проекты обнародованных договоров в оставшихся 32 регионах, эксперты ОНФ выявили разнобой в указании гарантийных сроков. При этом самый продолжительный срок гарантии – пять лет (предусмотрен Гражданским кодексом) – установлен в проектах договоров только четырех субъектов: Ставропольского и Хабаровского краев, Новгородской и Костромской областей. Чтобы навести порядок в этом вопросе, активисты ОНФ настаивали на необходимости прописать в федеральном законе конкретный гарантийный срок на работы по капремонту.

«Мы считаем, что отражение в федеральном законодательстве этой нормы будет служить действенной мерой по повышению качества ремонтных работ и покончит с отсутствием единообразного подхода к этому вопросу в регионах, а также серьезно продвинет вопрос с повышением качества услуг в сфере ЖКХ. А для строительных работ, производимых в рамках реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, как нам пообещали представители Минстроя, вопрос установления гарантийных сроков будет урегулирован через механизм обязательных типовых контрактов. Сейчас такой типовой контракт разрабатывается профильным министерством», – сообщил эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», депутат Госдумы Валерий Гальченко.

Источник: ОНФ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here