Домой Полезно знать Не платите лишнего

Не платите лишнего

3074
0

Деятельность властей в сфере ЖКХ можно оценить разве что лишь на «тройку». Как перестать «кормить» управляющую компанию? Как отследить, куда ушли деньги на содержание и ремонт жилья? Как не платить лишнего за услуги ЖКХ? На эти и другие вопросы отвечает директор Регионального центра общественного контроля Сергей ШЕРСТЮК. 

– Сергей Анатольевич, для жителей многоквартирных домов острым продолжает оставаться вопрос о порядке определения стоимости услуг, оказываемых управляющими компаниями, начисления тарифов за услуги ЖКХ и взаимодействия с управляющими компаниями. Расскажите, пожалуйста, о подводных камнях, которые могут быть в этих вопросах. 

– Если разложить наш бюджет, который мы ежемесячно тратим на оплату услуг ЖКХ, то получается, что не менее 10% средств, а иногда и более, идут на содержание и текущий ремонт мест общего пользования в многоквартирных жилых домах. При этом средняя стоимость жилищных услуг в Калининграде составляет порядка 12 руб. за кв. м. В Балтийске эти цифры выше. Это говорит о том, что в Калининградской области нет единого подхода к определению стоимости содержания жилья и услуг управляющих компаний. Одни жильцы составляют свой перечень работ, которые должны выполнить управляющие компании, другим – управляющие компании навязывают свои тарифы без согласия жильцов. Кто-то платит меньше, кто-то больше. По области эта разница доходит до 200% в однотипных домах. И в этом я вижу вину как муниципалитетов, так и регионального министерства ЖКХ. Все они стараются в ситуацию не вмешиваться. Это порождает серьёзные нарушения со стороны УК. Между тем на федеральном уровне обозначен примерный перечень работ, которые должны проводить управляющие компании, чтобы обеспечить безопасность и нормальное проживание людей в жилых домах. Его только необходимо увязать с доходами жителей тех или иных районов и при необходимости изменить систему компенсаций за фактически произведённые платежи за ЖКУ.  

– А как этих перекосов избежать? Как жильцам строить взаимоотношения с управляющими компаниями? 

– Взаимодействие жильцов и управляющих компаний начинается с заключения договора на управление и обслуживание жилья. В большинстве случаев ни собственники жилья, ни управляющие компании не знают, каким имуществом необходимо управлять. Как правило, паспортов технического состояния домов нет, если они и были когда-то в БТИ, то теперь утеряны или находятся в ненадлежащем виде. Управляющим компаниям очень удобно жить без этих паспортов. Между тем этот момент будет играть большую роль при составлении программы капремонта, которая будет формироваться на 30 лет – до 2044 года, и все дома, которые войдут в эту программу, должны иметь техпаспорта, и в обязательном порядке должно быть определено техническое состояние жилого фонда. Если этого не будет, а уже сейчас можно предположить, что этого не будет, то программу можно считать выполненной по принципу трех «П»: палец, пол, потолок. С такой проблемой уже столкнулись другие регионы, которые раньше нас приняли закон о капремонте. Надо отметить, что во многих регионах эту программу критикуют все – общественность, эксперты и даже законодатели. Но тема капитального ремонта – это отдельная проблема. Вернёмся к договору, в котором самым важным является перечень работ УК и их стоимость. Так вот, эксперты и неравнодушные люди провели исследование смет на обслуживание и ремонт жилья. И доказали, что плата за содержание жилья (в среднем — это 8 рублей за квадратный метр) уже включает в себя затраты на содержание АУП (административно-управленческого персонала) управляющей компании. Но сверх этого управляющие компании вносят отдельную строчку в смету расходов – 4 рубля на содержание управляющей компании, повторяя уже учтённые расходы таким образом, так что собственник жилья дважды платит компании на зарплаты ее работникам и управленцам. И этот факт подтвержден прокуратурой. К слову, 12 рублей — это средний показатель, в высотных домах оплата квадратного метра доходит и до 16 рублей. 

Таким образом, процентов 25-30 из оплаты за услуги по содержанию и текущему ремонту жилья, которые мы перечисляем управляющим компаниям, ставятся под сомнение и платятся, скорее всего, незаконно. Кстати, эти платы более чем в два раза раза больше, чем плата за капитальный ремонт, но ставку по капитальному ремонту мы активно обсуждаем, а за содержание жилья покорно платим. И никто из нас не задумывается о том, что на самом деле мы кредитуем управляющие компании, оплачивая вперед работу, которая еще не выполнена, а потом просим УК отчитаться за нее, чего они сделать не могут и начинают предоставлять жильцам «липовые» документы, и денег в остатке нет. А ведь согласно ГК РФ мы имеем право перейти на предоплатную систему: 30% платим до начала работ, а остальное — по результатам. 

Я призываю всех собственников жилья к тому, чтобы на своих собраниях пересмотреть порядок оплаты услуг за содержание жилья и перейти на систему предоплаты. Это актуально именно сейчас, когда «Водоканал» и «Теплосеть» отказались брать на себя банковские и почтовые комиссии за прием коммунальных платежей, в итоге на население падает еще до 3% от этих перечислений в качестве дополнительных сумм. Отмечу, что комиссиями облагаются только коммунальные услуги, а не жилищные. Поэтому будут действовать две «платежки»: за коммунальные и за жилищные услуги. Если мы перейдем на систему предоплаты и проанализируем сметы расходов УК, то реально сможем уменьшить платежи на 20-30%, то есть в среднем на 3 руб. с 1 кв. м. А это уже половина платежа за капитальный ремонт! 

Еще один важный вопрос, который волнует жильцов, – порядок оплаты коммунальных услуг. Согласно ЖК РФ все коммунальные платежи оплачиваются через управляющую компанию. Далее платежи идут в расчетно-кассовый центр, там расщепляются и расходятся по поставщикам ресурсов. Если УК заключает договор с ресурсоснабжающей организацией с учетом использования общедомовых приборов учета, то она должна нести ответственность за платежную дисциплину жильцов, контролировать своевременность платежей. Но этим УК не занимаются. Если УК не занимаются контролем задолженности жильцов, то долги накапливаются, и в итоге УК становится должником перед ресурсоснабжающими организациями, которые ее банкротят, и УК просто исчезает с рынка. 

Есть второй способ – переходить на прямую оплату договоров, что допускается нашим законодательством. УК заключает договор с ресурсоснабжающими организациями, в котором прописано, что она будет следить за задолженностью жильцов, за качеством поставленных услуг, за содержанием внутренних инженерных сетей, но платежи от населения поступают напрямую ресурсо-снабжающим организациям. Сейчас все платежи поступают в единый расчетно-кассовый центр. В Калининграде это компания «Симплекс», которая представляет интересы «Водоканала» и «Теплосети», она является заинтересованной стороной. Ни УК, ни жильцы не могут своевременно получить информацию о порядке расчетов, стоимости услуг. Как выйти из этого положения? 2 июля этого года во втором чтении был принят проект закона о ГИС ЖКХ (государственной информационной системе). ГИС ЖКХ состоит из восьми основных блоков. Причем одним из них как раз и является организация государственных расчетно-кассовых центров, работающих на совсем других принципах, нежели муниципальные, и не требующих дополнительных взиманий платежей с населения. 

Наше правительство захотело пойти по другому пути и купило по сомнительному конкурсу «кусочек» ГИС ЖКХ, касающийся лишь блока по капитальному ремонту. Кусочек, однако, оказался странным — не государственной версии программы, а казанской, причем за несоизмеримые деньги в 20 миллионов рублей, притом, что все 8 блоков ГИС ЖКХ предлагались разными компаниями в прошлом году примерно за 40 миллионов. 

В прошлом году, когда президент предложил выбрать 15 пилотных регионов для обкатки этой системы, наша Общественная палата обратилась к губернатору с предложением приобрести ГИС ЖКХ, причем «Ростелеком» был согласен профинансировать внедрение этой системы в регионе и только ждал заявки от правительства области. От наших рекомендаций отмахнулись, но теперь мы настаиваем на создании рабочей группы, так как проблема серьезная, да и закон обязывает. Прежде всего ГИС ЖКХ обеспечивает идеальную прозрачность и создает стройную систему по сбору, обработке, хранению информации о предоставлении коммунальных услуг и работе по управлению домами, капитальном ремонте и мерах социальной поддержки граждан. Сейчас мы вынуждены запрашивать эти данные в различных организациях. С внедрением системы все движения денег будут ясно видны.  

– Как видим, нюансов при взаимодействии жильцов и УК очень много. И без общественного контроля тут не обойтись. Кто сейчас в регионе осуществляет эти функции? 

– Согласно принятому Федеральному закону «Об основах общественного контроля в РФ» главным организатором и координатором общественного контроля в регионах являются общественные палаты, общественные советы в муниципалитетах и общественные организации. В нашем регионе по-прежнему работает Региональный центр общественного контроля, хотя многие считают, что его лишили права деятельности, но это не так. Наша организация состоит в реестре организаций общественного контроля в Общественной палате РФ.  

У нас есть ряд прогрессивных предложений, которые основаны на корректных исследованиях ситуации, ее анализе. Мы также сравниваем ее с тем, как решается проблема в других регионах. К сожалению, ни в Калининграде, ни в муниципалитетах власти не заинтересованы, чтобы люди платили меньше, а качество коммунальных услуг было лучше. Как Региональный центр общественного контроля мы и дальше будем вести эту работу. Президент в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что налаживание работы по обновлению жилищно-коммунального комплекса – приоритетная задача для региональных и муниципальных органов власти. Результаты работы в этой сфере должны быть одним из основных критериев успешности работы региональных органов власти. Как вы думаете, какую оценку должны поставить граждане работе наших органов власти в сфере ЖКХ? Вряд ли средний балл будет выше «тройки». 

Подготовила Мария САВЕЛЬЕВА. 

Источник: Калининградская ПРАВДА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here